Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

Глинская пустынь и Таганрог: Духовное единение

Накануне дня памяти святого блаженного Павла Таганрогского  произошло радостное событие, которое связало духовной нитью Ростовскую Епархию с  обителью Пресвятой Богородицы и светильником Православия – Рождества Богородицкой Глинской пустынью. Глинские-старцы1 Рождение обители связано с чудом, которым стало явление на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре из-под корней этой сосны забил источник, имевший благодать исцеления от душевных и телесных недугов. Далеко не каждому монастырю удается гармонично сочетать путь созерцательной и путь деятельной жизни. Глинской пустыни удалось. Несколько веков она соединяла в себе молитвенную тишину своих скитов с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным. Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII-XIX столетиях. А в августе 2010г. миру явились еще трое новых молитвенников: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш), понесшие труды истинного монашества и старчества в тяжелые годы ХХ столетия. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав, заимствованный многими монастырями, послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания». Расцвет Глинской пустыни связан с настоятельством прп. Филарета (Данилевского), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью». Вдохновленный Паисием Величковским, преподобный возрождает в монастыре школу исихазма и старчества.  В 1821 г. Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона. После революции обитель разделила участь большинства русских монастырей. В 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта. В 20-х годах XX в. все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение чудотворной Глинской иконы с тех пор остается неизвестным. В годы Великой Отечественной войны, в 1942 г., пустынь вновь была открыта, в 40-50х гг. в ней сохранялась традиция старчества. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) приходит в Глинскую пустынь в 1946 г., где находит руководство духоносных старцев. Хрущевские гонения на Церковь не обошли монастырь стороной. В 1961 г. Глинская пустынь была вновь закрыта. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или хотя бы продукты. Многие старцы и подвижники ушли в горы Грузии и Абхазии. Благодаря этому православная Грузия и сейчас живет почитанием и духовным опытом старцев Глинской пустыни. В 80-х гг. XX в. постриженик обители схиархимандрит Иоанн (Маслов), исследовав ее фонды, частично восстановил архив пустыни, собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена Церкви. С 1996 г. она является ставропигиальной обителью митрополита Киевского и всея Украины. Для жителей Ростовской области Глинская пустынь связана, прежде всего, с именами схиархимандрита Виталия (Сидоренко), схимитрополита Серафима (Мажуги) и схиархимандрита Гавриила (Стародуба).  Эти подвижники часто бывали в Ростове-на-Дону, Таганроге, Шахтах и других городах области, оставив здесь много своих духовных чад. Владыка Конотопский и Глуховской Лука, в чьей епархии  находится Глинская пустынь, обратился к Высокопреосвященнейшему Пантелеимону Архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому с просьбой передать для монастыря частицу мощей св. блаженного Павла Таганрогского. Глинская пустынь находится в 40 км от тех мест, где родился блаженный старец Павел. Насельники монастыря чтут его память и желали бы иметь икону с частицей его мощей у себя. Владыка Пантелеимон усмотрел в этом промысел Божий и согласился выделить частицу мощей св. блаженного Павла для Глинской пустыни. Силами прихода Свято-Георгиевского храма г.Таганрога была написана икона св. блаж. Павла Таганрогского, и священники прот. Алексей Лысиков и иеромонах Иоасаф (Кислица) по благословению правящего архипастыря повезли ее в дар Глинскому монастырю. Там перед иконой был отслужен братский молебен. По словам протоиерея Алексея, во время молитвы казалось, что новопрославленные старцы молятся рядом – в небольшом храме вдоль всей центральной части расположены раки с мощами  десяти Глинских старцев. Наместник ставропигиальной Глинской пустыни епископ Бородянский Антоний (Крипак) и братия монастыря в благодарность передала владыке Пантелеимону икону с частицами мощей Глинских старцев. С этого дня связь духовных традиций Глинской пустыни и Ростовской-на-Дону епархии укрепилась еще одной святыней.

Тропарь, глас 4: ПРЕПОДОБНИИ И БОГОНОСНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ, / УЧЕНЬМИ ДРЕВНИХ ОТЦЕВ СТАРЧЕСТВО В ОБИТЕЛИ УТВЕР-ДИВШИИ,/ МОЛИТВОЮ. КРОТОСТИЮ, ПОСТОМ И СМИРЕНИЕМ/ В ПОСЛУШАНИИ ЛЮБОВЬ ХРИСТОВУ СТЯЖАВШИИ:/ ВО ДНИ ГОНЕНИЯ В РАЗСЕЯНИИ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ,/ ЯКО ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕСЕХ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ ПРОСВЕТИВШИИ/ И КО ХРИСТУ ПРИВЕДШИИ,/ МОЛИТЕСЯ КО ГОСПОДУ,// ПОМИЛОВАТИ И СПАСТИ ДУШИ НАША. Кондак, глас 4 ДНЕСЬ ЛИКУЕТ ОБИТЕЛЬ ГЛИНСКАЯ,/ В ПРОСЛАВЛЕНИИ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ В ПОДВИЗЕ ДОБРЕМ ПРОСИЯВШЫЯ,/ И ВСИ ЛЮДИЕ ВОЗВЕСЕЛИШАСЯ,/ ЯКО ИСТОЧНИК БЛАГОДАТИ ЧУДЕСЫ ИЗЛИВАЕТСЯ,/ ТЕМЖЕ УБО СВЯТИИ, ПЕЧАЛЬНИЦЫ ДУШ НАШИХ,/ УМОЛИТЕ ЩЕДРОЛЮБИВАГО БОГА,// МОЛИТВАМИ БОГОРОДИЦЫ НЕБЕСНАГО ЦАРСТВИЯ СПОДОБИТИСЯ. Величание УБЛАЖАЕМ ВАС,/ ПРЕПОДОБНИИ ОТЦЫ НАШИ ГЛИНСТИИ,/ И ЧТИМ СВЯТУЮ ПАМЯТЬ ВАШУ,/ НАСТАВНИЦЫ МОНАХОВ// И СОБЕСЕДНИЦЫ АНГЕЛОВ.