Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

Из проповеди протоиерея Алексея Лысикова в Георгиевском храме. Неделя 13-я по Пятидесятнице 30.08.15.

«Все у вас да будет с любовью» (1 послание ап. Павла к Коринфянам)
Фото00020
Из проповеди протоиерея Алексея Лысикова в Георгиевском храме в  неделю 13-я по Пятидесятнице 30.08.15.

В сегодняшнем апостольском послании мы слышали обращение апостола Павла к христианам: «Все у вас да будет с любовью». Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорят неоднократно святые апостолы. Апостол дальше говорит: «Приветствуйте друг друга святым целованием».

Как мало мы видим вокруг любви между людьми. Порой вся жизнь наша представляется нам как цепочка испорченных, изломанных отношений, которые мы уже не в силах исправить. 

Человеческие взаимоотношения являются зачастую просто обменом необходимой, а порой и ненужной, информацией. Многие люди, приходя в Церковь, ожидают увидеть в ней настоящую братскую любовь, но и здесь они не встречают истинного взаимопонимания, и здесь люди бывают грубы друг с другом. Авва Дорофей пишет, что человека можно обидеть не только словом, но даже и одним презрительным взглядом. А отсутствие любви – это отсутствие духовной жизни или ее ложная направленность. 

Истинную любовь мы видим у святых, читая их жития, у подвижников и старцев, к которым люди приходят, чтобы в присутствии этой любви сердце, даже самое очерствелое, стало способным на покаяние, а значит, и на стяжание мира и благодати.

Мы можем внешне вести себя вежливо и учтиво, но вежливость эта может быть мертвой. Человек истинно духовной жизни может не знать внешнего этикета: например, как войти в какой-нибудь аристократический дом, как себя там вести и держаться, как пользоваться всевозможными столовыми приборами, – и при этом обладать редким душевным благородством и тонкостью. 

Если кто-либо из вас видел когда-нибудь подлинно духовных людей, то помнит, насколько вежливы и благородны они, и эта их вежливость проистекает из уважения к человеку как образу Божиему, в ней абсолютно нет чего-то ложного, искусственного.

Вспомним преподобного Серафима Саровского, имевшего такую любовь, которая побуждала его говорить каждому: «Радость моя, Христос воскресе!». Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. Как трогают слова и проповеди митрополита Антония Сурожского, от которых невозможно отойти не утешенными наполняющей их любовью.

Любовь святых людей проистекает из глубины боголюбивого сердца. И боголюбие это выстрадано и обретено как бесценный дар. Нам нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Чтобы научиться любви, нужно попробовать запомнить и почувствовать тот момент, когда она посещает наше сердце. А затем возделывать это чувство, взращивать его.

Наше отношение к любым обстоятельствам, к каждому человеку не должно зависеть напрямую от того, какой это человек — тем более, что мы этого по-настоящему не можем, знать, это знает один Господь.

Архипастырь Кипрской Православной Церкви Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский, рассказывает случай, который может научить нас, как относиться к немощам наших братьев и сестер: 

«На Святой Горе жил один русский монах. Этот монах выпивал. Иногда его под руки доставляли в его келью. Миряне, видя его пьяным, смеялись над ним. Картина, и правда, была соблазнительная: приезжал автобус, паломники высаживались на площади в Карее и видели, как какой-то монах еле стоит на ногах. 

Однажды мы пошли к старцу Паисию и рассказали ему об этом. 

– Не соблазняйтесь! – сказал он. – Этот монах добродетельный. Но знаете, в чем тут дело? Он стар, живет один, все им гнушаются, позаботиться о нем некому, а зимы в Карее холодные, дров же у него нет, и печь он не топит. Чтобы согреться, он пьет ципуро (это виноградная водка). Рюмку, вторую, третью… И пьянеет. Со временем это вошло у него в привычку. Надо относиться к немощам братии с сочувствием, молясь об их исцелении. 

Действительно, всё было так, как нам сказал старец Паисий. Наш игумен пожалел этого монаха и взял его в монастырь, чтобы присматривать за ним, так как он уже был не в состоянии себя обслуживать. 

Так вот, этот старчик провидел свою смерть. В субботу, проходя через монастырскую больницу, я увидел его. 

– В понедельник я умру! 

– Когда? 

– В 10 часов утра по византийскому времени, во время вечерни. И скажи моему послушнику в Ивироне, чтобы он тоже готовился к смерти: мы с ним умрем в один день. 

– Старче, мне, что, позвонить ему и сказать, что он умрет? 

– Да нет же! Скажи ему, чтобы он пришел попрощаться со мной, я преподам ему последнее благословение. 

Я позвонил его послушнику, румыну по национальности, и сказал ему то, что мне передал его старец. Он пришел в монастырь через несколько часов. Старец обнял своего послушника, и они взаимно попросили прощения друг у друга. В субботу старец исповедался и в воскресенье причастился. 

В понедельник я навестил его в больнице. Я подошел к нему и спросил: 

– Старче, когда ты уходишь от нас? 

– Пока что еще рано, я уйду в 10 часов. 

Во время вечерни я снова проведал его. Он лежал в кровати, его душа уже покидала тело. Вдруг он открыл глаза и сказал: 

– Вот идет Богородица! 

И с этими словами на устах скончался. 

Понимаете?! Его душу забрала Сама Богородица! Видите, каков суд человеческий и каков Божий!»