Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

«Он был сама любовь…»

В Центре семьи и молодежи состоялся вечер памяти схиархимандрита Виталия (Сидоренко), посвященный 25-летию со дня упокоения подвижника.

Жизнь схиархимандрита Виталия (Сидоренко) – известного подвижника нашего времени, восприемника духовного наследия святых старцев Глинской пустыни, тесно переплетается с Таганрогом и многочисленной общиной его верующих жителей, близко знавших старца и окормляемых им.

1 декабря отмечается день блаженной кончины схиархимандрита Виталия. Таганрогская паства свято почитает его имя, бережно хранит его письма с духовными советами и делится воспоминаниями о незабываемом общении с подвижником. Поездки на родину отца Виталия, в село Екатериновка Краснодарского края, стали одним из любимых маршрутов паломнической службы Центра семьи и молодежи.

Иеромонах Иоасаф (Кислица) и протоиерей Алексий Лысиков – одни из тех, кому посчастливилось иметь духовное общение со схиархимандритом Виталием. Первому Господь даровал с ним личную встречу, второму – заочную, по переписке. Но для обоих священников, как и для тысяч подобных им людей в Таганроге, эта встреча остается событием, которое со временем приобретает все больше значения и глубинной ценности.

27 ноября священники пришли в Центр семьи и молодёжи на вечер памяти схиархимандрита Виталия, чтобы поделиться своими воспоминаниями и благодарностью Богу за соприкосновение с этой личностью.

Иеромонах Иоасаф, клирик Георгиевского храма, где прихожане особенно любят и почитают отца Виталия, рассказывает о своей первой встрече со старцем:

– Мой малый опыт общения с отцом Виталием пришелся на 80-е годы, когда будучи школьником, несколько раз ездил с родственниками к нему в Тбилиси. До сих пор очень хорошо помню свою первую исповедь у отца Виталия. Мне было тогда 10-11 лет. Прочитав обычные молитвы перед Таинством Исповеди, все прочие вышли в другую комнату, а я вслед за отцом Виталием встал на колени перед столиком, на котором лежали крест и Евангелие. Назвав два-три греха, я замолчал, мучительно думая, что же еще сказать. И тут батюшка начал спокойно, не торопясь, перечислять мои грехи, а я с удивлением слушал и недоумевал, откуда он все это знает! Он перечислил мои грехи, поясняя, где и когда это было. И, выйдя из его келии, я испытал чувство легкости в теле и на душе.

Для протоиерея Алексия Лысикова благословение схиархимандрита Виталия, которое он получил в ответ на свое письмо, стало решающим в выборе священнического служения и поступления в духовную семинарию: «Отец Виталий благословил меня поступать и сказал, что нужно выучить, чтобы пройти собеседование, хотя общая программа была гораздо больше. И когда я пришел на экзамен, меня спросили именно то, что написал отец Виталий. Я это заметил и почувствовал его невидимое присутствие».

Отец Виталий окормлялся в Глинской пустыни под руководством трех старцев схиархимандрита Серафима (Амелина, 1874-1958), схиигумена Андроника (Лукаша, 1889-1974) и иеросхимонаха Серафима (Романцова, 1885-1976), впоследствии его духовником был схимитрополит Зиновий (Мажуга). Все эти подвижники были причислены к лику святых преподобных как местночтимые Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.

О самом отце Виталии многие говорят как о святом человеке.

– Не каждому удавалось увидеть эту святость, но те, кому было открыто, что перед ними подлинно святой Божий человек, относились к нему с полным доверием, открытостью, ловили его каждое слово и, самое важное, исполняли эти слова. И общаясь с этими людьми до сих пор, всегда чувствуется дух самого отца Виталия. Святой – это не только тот, кто стяжал благодать Святого Духа, но и тот, кто щедро делится ею с жаждущими её, – говорил отец Иоасаф.

Протоиерей Алексий так же подчеркивал, что община отца Виталия сохраняла и передавала его пастырские наставления: «Когда я общался с людьми, которые были десятилетиями его духовными чадами, во мне сложился этот удивительный образ духовника-наставника, с которым мне посчастливилось хоть заочно, но пообщаться. Есть много рассказов о его жизни. Но меня больше всего интересовало, как он окормлял свою паству. И мне хотелось ему подражать, как священнику и пастырю».

«Он был сама любовь», – так говорят люди, чье сердце открылось Богу благодаря молитвенной поддержке и пастырской заботе отца Виталия. Протоиерей Алексий Лысиков так рассказывал о его пастырских дарах:

– Большое значение отец Виталий уделял исповеди. Он не стремился, чтобы исповедь «вывернула» душу человека наизнанку. Осознание своей греховности перед Богом – вот истинная цель исповеди. Иногда отец Виталий сам называл себя грешником и как бы каялся перед человеком в его же грехах. У Нила Синайского есть такие слова: «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога». Батюшка именно так относился к своим чадам, и вообще ко всем людям, его любовь стремилась уподобиться Божией любви. Главная забота отца Виталия была в том, чтобы расположить человека к принятию исцеляющей благодати Святых Таинств, в которых Сам Христос врачует недуги, как душевные, так и телесные.

– Имея от Бога дар прозорливости, батюшка давал советы и наставления, а иногда и обличения в соответствии с духовным уровнем человека, и этот уровень был хорошо виден ему. Духовно крепким чадам он говорил прямо, зная, что они верно все поймут. Слабачкам и новичкам в духовной жизни, а их было большинство, многое говорил иносказательно и в притчах. Иначе говоря, его пастырство во многом походило на пастырство самого Христа – чуткость, забота, попечение и безграничная любовь к своим духовным чадам, – говорит иеромонах Иоасаф.

Письма отца Виталия, содержащие духовные советы и благословение мудрого старца, люди хранят не просто как реликвию и святыню, эти письма становятся свидетельствами непрерывного молитвенного разговора с человеком, приблизившимся к Богу, и умеющим приближать к нему других. Протоиерей Алексий Лысиков рассказал о традиции духовной переписки отца Виталия:

 – Письма невозможно было отправлять через почту, потому что даже в Тбилиси, в Грузии, где Церковь не так была гонима, эти исповеди, эти переживания могли бы попасть не в те руки. Поэтому отец Виталий вел свою переписку с духовными чадами через «послов». Эти люди ездили из города в город и клали письма непосредственно в почтовый ящик. И точно также через них письма вручную, минуя почту, передавались в руки старца. Писем было огромное количество, каждый хотел рассказать отцу Виталию о своей жизни, скорби и боли. А отвечал отец Виталий таким образом: он просил своих чад напечатать или написать вручную на листочках наставления святых, которые он давал из книг, а на обратной стороне листа писал сам то, что было необходимо этому человеку. И такие письма-утешения получали по всей стране.

Часто в этих письмах были не только слова любви, но и пророчества и предсказания. Об одном из них рассказал иеромонах Иоасаф:

– У отца Виталия был обычай: отправляя письмо кому-либо (а писем он писал и отправлял очень много), он обязательно вкладывал что-нибудь в письмо: календарик, открытку, сухой листок с дерева или еще что-нибудь. Будучи еще школьником, я написал ему письмо и через месяц получил ответное. Там был дан ответ на мой вопрос и был вложен листочек с молитвой, составленной святым Иоасафом Белгородским: «Буди благословен день и час…». Внизу этого листочка было напечатано, что он выпущен и напечатан в 1911 году в типографии Киево-Печерской лавры ко дню канонизации святителя Иоасафа. Ну, я получил, посмотрел, вложил под стекло своего письменного стола и забыл о нем. Прошло более десяти лет, когда настал день моего пострига. И в монашеском постриге я получил имя этого святого! Понятно, что у меня никто не спрашивал о том, какое я хочу получить имя, и постригающий не мог знать о том письме. Только тогда до меня во всей полноте дошла мысль, что отцу Виталию были открыто не только мое сердце с грехами, но и вся моя жизнь от начала и до конца. Как жаль, что многие важные вещи нашей жизни мы понимаем слишком поздно, многое теряем, забываем. И как иногда хочется в трудный момент о чем-то спросить его, обратиться к нему. Надеюсь, что уже скоро будет решен вопрос о его канонизации. И тогда будем молиться: «Преподобне отче Виталие, моли Бога о нас!»

Множество людей собрались в этот вечер вспомнить схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Тем, кто впервые познакомился с этим удивительным подвижником, была предложена книга воспоминаний о нем, где собраны его духовные наставления и письма.

«Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос встретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом – наш рай! Это – наше Воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!» – эти слова схиархимандрита Виталия его почитатели принимают как духовное завещание любимого старца.