Сегодня, во второе воскресенье Великого поста Церковь празднует память святителя Григория Паламы. В истории Церкви было множество угодников Божиих, которые каждый по-своему стяжали благодать Божию и дар молитвы. Подвиг святителя Григория Паламы был в том, что он отстаивал православную традицию молитвы.
Великий пост – это время, когда мы совершаем молитвенный подвиг. Это время нам дано не только для воздержания от греха, но прежде всего для восстановления всего человека. Именно в трудах святителя Григория Паламы мы видим отражение смысла христианской жизни. Он учил, что ее целью является обОжение, т. е. приближение к Богу, приобретение свойств божественных. Получив образ Божий по творению, человек призван стяжать подобие Божие. Творец, Бог по природе, зовёт человека стать богом по благодати.
Евангелие, которое мы сегодня читали, рассказывает о том, как Господь пришел в Капернаум и, окруженный огромной толпой, вошел в один из домов. Сотни людей стояли рядом с этим домом и слушали, что говорил Господь. В это время подошли люди, которые несли на «четырех жилах», как говорится в Евангелии, т. е. веревках, носилки с расслабленным человеком, сейчас мы бы назвали его парализованным. Это человек, который не способен ничего сделать сам для себя, который потерял возможность хоть как-то проявлять свои действия в этом мире. Четверо его спутников подняли несчастного наверх дома, разобрали крышу и спустили его к ногам Христа в то время, когда Он наставлял книжников и фарисеев. Увидев это зрелище, все были изумлены – что сейчас будет? И Господь, властью, которой Он обладает, говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!» Сердца же книжников и фарисеев, людей, которые ходили за Христом, были окаменевшие. И вместо того, чтобы возрадоваться за больного, они, пытаясь от ума своего понять, Кто Он Такой — Иисус из Назарета, стали помышлять: «Как Он – Человек отпускает грехи другому человеку, ведь только Бог может это совершать!» Господь, видя это смущение, стал обличать их и говорить: «Что удобнее сказать человеку: отпускаются тебе грехи или встань и ходи?» Господь показывал им живой пример – увидеть, прощены ли человеку грехи может только чистейшее сердце. Но для обычного человека бОльшим чудом является не отпущение грехов, а физическое здравие, исцеление. И тогда Господь, обращаясь к расслабленному, говорит: «Чадо, тебе говорю: встань и иди». И в одно мгновение этот человек приобрел силу в своих членах, встал, взял свою постель и вышел. Многие люди, которые видели это событие, поразились, удивились и восславили Бога.
Сегодня неслучайно мы читаем это Евангелие – каждый из нас является расслабленным, внесенным в храм Божий, для того, чтобы Господь нас исцелил. Когда мы обращаемся к Богу, мы должны расставить приоритеты наших просьб к Создателю. И главное прошение должно быть - об очищении наших сердец, о чистоте наших помыслов и отпущении наших прегрешений.
Невозможно получить здравие душевное и телесное, найти гармонию в своей жизни, если человек изначально не получит отпущение своих грехов. Если человек не справится со своими страстями и пороками, то ничего в нем не произойдет, к каким бы средствам он ни обращался. Все психологические практики, тренинги могут только уравновесить нашу психику, но они не способны принести человеку подлинную радость, они не могут открыть человеку Бога.
Во вторую неделю Великого поста Церковь нам напоминает, что брань наша не против плоти, а против наших страстей и пороков. Именно поэтому мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который был наставником для монахов, ушедших от мира, чтобы вести эту брань. Человек талантливый и незаурядный, как в светской, так и в духовной науке, ученик великих исихастов Афонских монастырей, святитель Григорий не только сам был носителем православной молитвенной традиции, но и ее защитником.
В то время, когда жил святитель Григорий, появляется один монах-богослов Варлаам Калабрийский. Рожденный и воспитанный в православной семье, он вырос в греческой среде на юге Италии: его родным языком был греческий, но он в совершенстве владел латынью и был хорошо знаком и с латинским богословием.
Приехав в Константинополь и узнав об афонской традиции исихазма, т.е. молитвы Иисусовой, он стал ее высмеивать и осуждать. Он писал труды, в которых называл мистическую восточную традицию «чудовищными и абсурдными верованиями». Святитель Григорий Палама писал ему в ответ, чтобы защитить традицию исихазма. А затем был созван собор, на котором ересь Варлаама Калабрийского была осуждена. Впоследствии Варлаам уехал из Византии, принял католичество и закончил свои дни в сане епископа Римо-католической церкви. А святитель Григорий Палама еще не раз вставал на защиту православной молитвы и традиции.
И спустя множество веков мы с вами сегодня вспоминаем святителя Григория и размышляем о сути духовного подвига, который, прежде всего, состоит в молитве. Если у человека нет молитвы, если он только постится, но не молится, то ничего в нем не происходит. Важно, чтобы пост и молитва были соединены в одном движении сердца, чтобы они становились одним целым, чтобы молитва господствовала в нашей жизни.
Один мой знакомый много лет назад говорил: «Все мы желаем Царства Небесного, но как мы дерзаем его желать, если знаем, что Царство Небесное — это Вечность, вечное, непрестанное общение с Богом? А мы не можем и 10-15 минут в день помолиться, умом и сердцем поприсутствовать пред Ним. Как же мы дерзаем приступить к Вечности и сказать: «Господи, мы будем с Тобой!», если наше сердце не привыкло к богообщению?»
Сегодняшняя жизнь свидетельствует о том, что современный человек разучился молиться. Современный стиль существования заставляет пребывать людей сразу во многих процессах социальной жизни. Из-за этого человек так выключает свой внутренний мир из содержания жизни, что становится совершенно не способным к молитве.
Когда человеку скучно, он включает компьютер, погружается в интернет, общается в социальных сетях, что-то смотрит, читает. У людей развивается скука сердечная, тоска, которую они не могут ничем утолить. Не книжки мы читаем в это время, а находим какие-то бесполезные занятия для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Наш ум блуждает где угодно, только не в важных и необходимых для нас вещах. Молитва способна человеку придать духовный стержень, даровать, как говорит преподобный Исаак Сирин, крылья духовные, чтобы приблизиться к Богу, без молитвы человек не способен получить благодать Духа Святого.
У ранних святых отцов говорится о том, что монахи и вообще христиане упражнялись в богомыслии. Богомыслие — это не только рассуждения для богословов, это рассуждение о своем личном спасении и осмысление трудов святых отцов. Богомыслием можно назвать прочтение Евангелия и размышление над этим отрывком в течение всего дня.
Находясь в суете житейской, мы должны научиться приковывать свое внимание и свое сердечное чувство к духовным вопросам. Если же мы научимся помнить Бога так, чтобы не терять Его, то будем уже на пути ко спасению и действительно начнем совершать духовный подвиг.
Вспомним, как любил Иисусову молитву старец Павел! Как сказано в его жизнеописании, ни одного человека он не принимал к себе без Иисусовой молитвы. Он учил тому, чтобы каждый попытался сделать Иисусову молитву основой своей жизни.
Святитель Григорий Палама защищал именно школу исихазма, школу «священного безмолвия». Нам не обязательно постигать те основы аскетики, которые постигали отшельники, но хотя бы научится Иисусовой молитве и совершать ее в течение дня, чтобы приковывать к ней свое сердечное внимание, мы обязаны.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» - такая простая, малая молитва. Как мало в ней слов, но как много в ней сказано! Многие подвижники рекомендуют людям, которые не в состоянии приходить на вечерние службы и другие богослужения, читать эту молитву даже взамен молитвы в храме. В «правильниках» — сборниках молитв для частных богослужений, указывается, что если человек утратил зрение и не может совершать необходимые молитвословия, он абсолютно все правила может заменить Иисусовой молитвой. Прославляя и обращаясь к Господу Иисусу Христу, мы освящаем себя самим Его Именем, и самое главное, мы просим у Бога прощения. Некоторые святые отцы советуют: для того, чтобы не совершать эту молитву механически, можно менять иногда в ней ударение. Например, сначала сделать ударение на слово «Господи», а потом поменять ударение на слово «помилуй». Если опять привыкли, то можно сделать ударение на слове «грешного», чтобы всегда это было живое воздыхание к Богу.
Опыт 20 века показал, что во времена, когда верующие люди были лишены храмов, монастырей, духовников инаставников, именно Иисусова молитва помогала им стоять в вере православной. В советское время были уничтожены библиотеки церковной литературы. Я вспоминаю, что в конце 80-х и начале 90-х годов даже в семинариях не было учебников, и духовная литература была на вес золота. Как же могли люди сохранить духовную жизнь, как они могли сохранить свою преданность Богу? Я видел, что многие люди, которые прошли гонения 20 века – это те, кто читал Иисусову молитву. Ею они сосредотачивали свое внимание пред Богом, их сердце, их душа были прикованы к Богу с помощью этой молитвы.
Сегодня во время Великого поста Церковь напоминает нам об этой молитве, как важно ее иметь в своем обиходе. Мы можем читать ее, когда едем в транспорте, когда у нас появилось немного времени. Если мы чувствуем, что наше сердце и ум начали заниматься праздностью, еще раз прочитаем ее, и постепенно мы приучимся к молитве.
Апостол Павел говорил: «Молитесь непрестанно!» Непрестанная молитва и памятование о Боге – это необходимое условие для того, чтобы человек научился жить по Евангелию. Если он о Боге вспоминает только в утреннем и вечернем правиле, или только когда ему плохо, то он еще не настоящий христианин, о Боге нужно памятовать непрестанно. Как говорится в Ветхом Завете о праведном Иове: «Он ходил перед Богом». Научиться жить пред Богом - это и есть цель каждого христианина, и цель Великого поста. А Иисусова молитва в этом будет нам в помощь.