Клирик храма иеромонах Иоасаф (Кислица), социальный работник Зинаида Дмитриевна Печерская и активистка храма Людмила Ивановна Дубровская посетили одну из почетных прихожанок Георгиевского храма Анну Ивановну Вихрову в день ее 90-летия. Юбилярше пропели «Многая лета» и пожелали крепкого здоровья.
О том, как Анна Ивановна пережила трагические годы своей жизни, сохранила веру и силу духа, рассказали ее дочери, также прихожанки Георгиевского храма Таганрога Тамара Михайловна Позднеева и Любовь Михайловна Лигачёва
Анна Ивановна Вихрова (в девичестве Шиманова) родилась 6 сентября 1927 года в деревне Когаш Сокольского района Вологодской области. Отец ее был военный, в семье было два старших брата Иван и Василий, 1919 и 1921 годов рождения.
Вскоре после рождения Анны те места захватила эпидемия тифа, родители слегли в горячке. Мать выздоровела, а отец скончался в больнице, поэтому отца своего Анна Ивановна не знала.
Тяжело было маме Анны Ивановны одной поднимать троих детей. Соседки даже говорили: «Мария, Нюра такая хиленькая, может, и не выживет, а тебе все легче будет!»
— И вот сегодня мы празднуем 90 -летие этой хиленькой Нюрочки, которая и войну пережила! — смеется Тамара Михайловна Позднеева, младшая дочь юбилярши.
Мать Анны Ивановны бралась за любую работу. Таская неподъемные тяжести, надорвалась, открылось сильнейшее кровотечение, из больницы ее выписали домой в удручающем состоянии, все уже смирились с близкой смертью. Анна Ивановна вспоминает, как родня собралась в доме у постели умирающей матери. Нюра, совсем еще малышка, стоя за занавеской, смотрела на больную маму и плакала. Родные сокрушались: «На кого же ты дочку оставляешь, Мария!» Братья уже были постарше и могли прокормить себя, а дошкольнице Нюре грозила участь остаться беспомощной сиротой.
— Ответ матери на смертном одре Анна Ивановна запомнила на всю жизнь: «Оставляю детей на Господа Бога!» Уже сейчас мы понимаем — это был момент исповедания, когда человек открывает свою веру. И Господь, видя такую веру и упование, даровал матери Анны Ивановны чудесное исцеление. Она выздоровела и даже пережила войну, — рассказывает Тамара Михайловна.
В 14 лет Анна Ивановна закончила семилетку с отличными оценками, особенно сильна у нее была склонность к гуманитарным наукам и языкам. Единственную четверку по геометрии в аттестате Анна Ивановна вспоминала с сокрушением: «Взяла билет и вижу, что не знаю этой темы. Попросила взять другой, а когда села, то вспомнила ответ и на первый! Вот из-за этого и снизили балл. Но лучше всего знала английский и немецкий».
По результатам экзаменов ее зачислили в молочно-хозяйственный техникум под Вологдой, она училась на технолога по производству масла, которым так славится вологодская земля. Но учиться было непросто, шел 43-й год, хлебный паек был мизерный, студенты еле выживали, а Нюре надо было еще помогать маме в деревне.
В те годы при крупных предприятиях работали школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), в которых готовили квалифицированных рабочих. Была такая школа и при маслозаводе, после ее окончания молодежь сразу приступала к работе. Подруга предложила Анне пойти учиться в школу ФЗО, ведь паек и питание там были лучше, иногда можно было получить сметану или творог. Благодаря этому Анна Ивановне удавалось выживать самой и поддерживать маму.
С 43 по 45 года Анна трудилась на маслозаводе, а потом вернулась в деревню к матери. Рядом с их деревней построили лагерь для немецких военнопленных. Туда Анна Ивановна устроилась работать в бухгалтерию. Года два этот лагерь просуществовал, пока пленных не репатриировали.
Анна Ивановна часто рассказывает курьезный случай, когда неожиданно проявились ее знания немецкого. Один из пленных пришел к ней за справкой на получение продуктов, выписывать которые входило в ее обязанности. Возник какой-то вопрос, немец попытался что-то прояснить, а молоденькая Анна вспылила: «Gehe zu Teufel!», т.е. «Идите к черту!» Он выпучил глаза и только смог сказать: «Was?» (Что?) Анна Ивановна, вспоминая этот случай, смеялась и говорила дочкам: «Вот как показала себя русская девушка! Но некультурно все же поступила, и кто меня за язык потянул!»
— Мама тогда ответила за всех русских женщин и девушек, за всех голодающих детей и погибших солдат! — считает дочь Анны Ивановны Тамара Михайловна. — Надеюсь, тот немец у себя на родине рассказал, что русские образованный народ. Простая деревенская девчушка из под Вологды знала немецкий язык и так ему ответила.
Потом Анна Ивановна встретилась со своим мужем Михаилом Федотовичем Вихровым, его призвали в армию уже в конце войны, в 45-м году. Он получил юридическое образование в Вильнюсе, всю жизнь проработал в МВД. Они сначала жили в Вологодской области, после мужа направили на Урал.
Уже в 1972 году они переехали в Таганрог. У супруга Анны Ивановны было высокое давление, головные боли, и врачи им посоветовали целебный климат Таганрога. «Ведь даже Александр I привозил сюда свою жену на лечение!», — говорит Тамара Михайловна и продолжает свой рассказ:
— В 93-м папы не стало. Вскоре умер наш старший брат. Нам было очень тяжело. И мама начала вспоминать о своей вере и рассказывать нам про свое детство, мы вместе начали потихоньку воцерковляться.
Отец был военным и членом партии, времена были такие, что мама скрывала свою веру. Я лишь однажды видела у мамы икону. Мы жили тогда на Урале, и наш старший брат потерялся в тайге. В тот день в сундуке у мамы я заметила маленькую иконочку Богородицы. Как и свою веру, мама ее прятала ото всех, ни перед кем не обнаруживала. А в тяжелый момент достала иконочку со дна сундука, чтобы помолиться Матери Божией. Этой иконой благословила на брак ее крестная.
Папа уже в 90-е, будучи на пенсии, пришел в партком и положил свой партбилет на стол. «Вы втыкаете нож в спину партии!» — услышал он в ответ. Папа ушел, хлопнув дверью.
Придя после папиной смерти на панихиду в Георгиевский храм и получив большое утешение, мы с сестрой и мамой стали часто туда ходить. Помним протоиерея Ариана Пневского, который воодушевлял нас своим словом.
Потом познакомились с Людмилой Ивановной Дубровской, с ней поехали на праздник Крещения Господня на источник в селе Петровка. Дочка тоже стала ездить с нами, ходить в храм.
Когда мне было тяжело и здоровье мое испортилось, я узнала о могилах наших подвижников на старом кладбище: старца Павла, старицы Марии, Еленушки блаженной. Там я и сестра получали большое утешение и помощь. На кладбище ехали транспортом, а назад всегда шли пешком, столько получали сил от Господа. Молитвами старца Павла поправилось мое здоровье, и вся наша семья хранится его молитвами.
Я молилась святителю Николаю о даровании дочке хорошего верующего мужа. И Господь послал нам Николая, он верующий! Они недавно поженились и живут в Ростове. Внучке передались таланты бабушки к языкам, это Анна Ивановна настояла, чтобы внучка поступала в ростовский вуз, который успешно закончила и теперь работает переводчиком.
Анна Ивановна 10 лет отработала в ЮЗЭС Таганрога старшим бухгалтером до самой пенсии. Бывшие коллеги и начальство ее всегда поздравляют с Днем Победы и днем рождения. Сегодня тоже ждем гостей.
Мы благодарны священникам и прихожанам нашего храма, что помнят нашу мамочку! Зинаида Дмитриевна так тепло сегодня поздравила ее и сказала, что ей не девяносто, а дважды сорок пять!
Маме уже тяжело ходить в храм, мы привозим ее на причастие или приглашаем батюшку домой. Вот и сегодня батюшка Иоасаф приобщил маму Святых Христовых Таин, а это самый большой подарок для нее и для нас, — заканчивает свой рассказ Тамара Михайловна.
О судьбе Анны Ивановны, в которой отразились трагические и героические страницы нашей Родины, она и ее дочери рассказывают молодежи храма и всем, кто приходит в их гостеприимный дом.
Благочинный приходов таганрогского округа, настоятель Георгиевского храма протоиерей Алексей Лысиков и все прихожане поздравляют Анну Ивановну Вихрову с юбилеем, желают ей и ее семье здоровья и Божией помощи!