Схиархимандрит Гавриил (Стародуб; 1939–2010) – подвижник, почитаемый далеко за пределами Донецкой епархии. Свои последние годы он прожил настоятелем храма в селе Павловка Донецкой области. За советом к скромному сельскому священнику обращались жители Москвы, Тбилиси, Таганрога, глинские и закарпатские иноки. Отец Гавриил обрел Бога во времена, когда разрушали храмы, закрывали монастыри, а открытое исповедание веры обрекало на гонения. Батюшка унаследовал благодать своих духовных наставников – Глинских старцев, преподобного Зиновия (Мажуги) Тетрицкаройского и схиархимандрита Виталия (Сидоренко).
22 января, в день кончины старца Гавриила, в Георгиевском храме состоялась панихида, на которой об упокоении его души молились настоятель храма и благочинный Таганрогского округа протоиерей Алексей Лысиков и иеромонах Иоасаф (Кислица). Этим священникам посчастливилось встречаться с отцом Гавриилом, он наставлял их на духовный путь, окормлял и давал мудрые советы.
Своими воспоминаниями о дорогом старце священники поделились на вечере памяти 23 января в Центре семьи и молодежи Таганрогского благочиния.
Отец Гавриил посещал многих подвижников благочестия: архимандрита Серафима (Тяпочкина) и схииеродиакона Антония (Семенова), преподобных Амфилохия Почаевского и Иоанна Святогорского. Однако подлинной школой внутреннего делания для отца Гавриила стало общение с великими Глинскими старцами, ныне прославленными в лике святых, – митрополитом Зиновием (Мажугой), схиархимандритом Серафимом (Романцовым), схиархимандритом Андроником (Лукашом). Но духовным отцом, рождающим в жизнь вечную, стал для Георгия Стародуба схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Отец Гавриил был особо близок схиархимандриту Виталию. Отец Виталий считал Георгия одним из своих любимых «сыночков».
Вспоминает протоиерей Алексей Лысиков:
«Одна из духовных чад отца Виталия рассказывала, что когда отец Гавриил только пришел к отцу Виталию, он еще не был монахом, даже он не был подвижником, но дар прозорливости у него уже был. Отец Виталий все время этой монахине давал какие-то желтые вещи: то яблочко желтое даст, то цветочек желтый, и она внутренне переживала, что отец Виталий готовит ее к расставанию с собой. Но о. Гавриил, тогда еще будучи Григорием, как-то пошел ее провожать в поездку домой на вокзал. И там говорит: «Передавай поклон маме». Она говорит: «А папе?» Он промолчал в ответ. И когда она приехала домой, через день ее отец погиб. Так она поняла, что о. Гавриил тоже имел такой дар и начала к нему прислушиваться.
Интересное замечание сделал мне отец Гавриил, когда я только стал священником. Я по молодости, когда говорил проповеди, после обучения в семинарии, где были только старые репринтные книги и старые учебники, и то в недостатке, говорил что-то вроде: надо кяться, братья и сестры, чтобы не попасть в ад! А он мне сказал: «Никогда не говори людям про ад, у них столько скорбей, столько тягот, они и так живут в аду. Говори им только про рай, что нужно трудиться, молиться для рая.» и я действительно пересмотрел свое мировоззрение, чтобы говорить о созидательном духовном подвиге».
Рассказывает иеромонах Иоасаф (Кислица):
Служение старческое как схиархимандрита Виталия, так и схиархимандрита Гавриила как священника, как пастыря, как наставника, в первую очередь, – это духовничество. Чтобы помочь человеку увидеть свои ошибки, свои недостатки, свои падения, свои заблуждения, привести покаянию, раскаянию, подвинуть чуть-чуть ближе к Христу через это очищение и покаяние. И хотя мы знаем, что в дни Великого поста всегда читается молитва Ефрема Сирина, как мы помним, она заканчивается словами: «Господи, даруй мне увидеть мои прегрешения». Хотя мы об этом просим, молимся, но все равно в силу многих причин не у всех открываются глаза, чтобы увидеть во всей полноте свои недостоинства и падения. Понятно, гордыня есть у всех, и самолюбие есть, но даже себе мы вполне не можем в них признаться.
Служение старчества, в том числе отца Гаврила, в том, чтобы помочь человеку увидеть свои грехи. Поэтому одно из направлений служения старцев, духовников – показать человека самому себе. А как показать человеку его, если он настолько раним? Мы в принципе можем гордецу сказать, что он гордый. Ну, он развернется и уйдет. Или человека, страдающего каким-то грехом в лоб его назвать этим, понятно, что кроме обиды мало что получится. Важно человеку намекнуть, подсказать, приоткрыть, чтобы он сам все-таки осознал свой грех и уже принес искреннее, может даже и слезное, покаяние. Из моего маленького личного опыта могу сказать, что, когда приходилось быть многим на исповеди у отца Гаврилова, он исповедовал примерно так же, как и отец Виталий. Сначала он выслушивал человека, а потом начинал как бы подсказывать, и не так что: вот смотри, ты этим согрешил, этим… Со временем было и это, когда уже были близкие духовные отношения, тогда уже мог открыто человеку в лицо сказать, где он был не прав. А первоначально он как бы говорил о себе: «Ты знаешь, я такой гордый, такой надменный, чуть что не по-моему, сразу обижаюсь, разворачиваюсь, ухожу, негодую, ножкой топаю…» и так далее. Понятно, что когда он как бы говорил о себе, первый раз я немножко еще сомневался, чего-то он вдруг так, а потом понял быстро, что это все обо мне, абсолютно все. И уже потом, позже, он не так иносказательно говорил, а уже более конкретно говорил: помнишь вот эпизод, в такой-то местности это было, примерно в таком-то году, были такие люди, описывал ситуацию, обстоятельства, где был тот или иной мой грех, о котором я может быть, и забыл, а о чем-то сознательно не хотелось вспоминать. И эта практика для того и нужна, чтобы человеку открыть глаза на его же грехи, но так, чтобы его не спугнуть, не обидеть, не задеть, чтобы у человека действительно проснулось его покаяние подлинное, искреннее.
В храме у нас была панихида, поминовение. А вечером того же дня мы собрались в доме благочестивых наших прихожан, которые много лет также окормлялись у отца Гавриила, ездили всей своей дружной большой семьей к нему. И решили посмотреть какие-то записи про отца Гавриила, нашли запись 2007 или 8 года. Приехала из Липецка съемочная группа православная «Свет мира» с телеканала «Союз», вероятно, по благословению Владыки Никона. В его келии, там иконки все с потолка до пола, он сидит на диванчике и вроде как пытаются у него спросить, как вы живете и так далее, и вроде как о нем хотели подробнее что-то узнать, и он вроде бы говорит о себе, но в таком критическом таком тоне: «Вы знаете, я очень немощный, я очень слабый, я очень бываю раздражительный, я мнительный. Тут у меня недавно рука заболела, так не только Павловка – вся область знала об этом, что я такой бедный, несчастный, страдаю и растирки не помогают». И слышу что-то знакомое, а у меня как раз в то время тоже была проблема с рукой, и тоже всю родню на ноги поставил – чем лечиться, что делать и рецепты какие. Не проходило несколько месяцев. Думаю, что-то опять он не про себя, и уже стал слушать внимательно дальнейший рассказ. Он так все в камеру смотрит, и такое ощущение, что он на тебя смотрит, не просто как отстранено, а вот конкретно на тебя смотрит и обращается к тебе. И когда беседа закончилась, я понял, что все от первого до последнего слова это было обличение конкретно меня, то есть уже спустя 10 лет после своей кончины, через эту видеозапись, через это интервью он обличил меня и мои немощи. Так же, как когда-то при жизни. Он видит духовный мир как реальный, и видит все недостатки человека, и все его ошибки, все то, что его отделяет от Бога, то, от чего он страдает и сам не может понять, почему он от этого страдает. Как пастырь, как доктор, как духовный лекарь понимает, что врачевать нужно деликатно, чтобы пациент не сбежал, и чтобы он все-таки понял, что нужно довериться врачу и будет помощь, будет исцеление. Пришлось мне тогда еще раз подготовиться к исповеди, и все, что казалось мне таким маловажным или забытым, он освежил в моей памяти».
В библиотеке Центра семьи и молодежи можно взять книгу жизнеописания схиархимандрита Гавриила.