Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

Проповедь протоиерея Алексея Лысикова. Неделя 20-я по Пятидесятнице. 18.10.15

Лк., 26 зач., VI, 31-36.

31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA

В сегодняшнем Евангелии Господь обращается к апостолам, говоря, какими они должны и призваны быть, чтобы стать сынами Божьими, что обычные человеческие добродетели недостаточны для Царствия Небесного, оно взывает к совершенству.

Ветхозаветные законы духовной жизни были понятны для любого человека того времени. Заповеди Ветхого Завета лишь ограничивали человеческие беззакония: не убий, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй – эти заповеди как бы стеной стояли у сердца человека и напоминали, что перейдя за эту грань, ты перестаешь быть человеком, становишься нарушителем Законов и Божьих и человеческих. Видя большую стену, человек обходит и не приступает к ней, так и ветхозаветные устои облегчали людям возможность быть верными Закону.

Но вот, Господь разрушает эти стены, он не говорит — не делай того или другого, но стремись своими поступками к совершенству. Многие иудеи считали добрые и порядочные отношения между соплеменниками  достаточной добродетелью. И мы с вами часто думаем, что доброе расположение к другим людям уже чуть ли не праведность. А Господь в Евангелии говорит, что это естественная норма, без которой просто немыслимо быть человеком. Он говорит, если мы хотим иметь благодать, если мы хотим собирать духовные дары, то мы должны совершать поступки, сверх нашей человеческой доброты, поступки, стяжающие благодать Духа Святого.

Мы читаем по-церковнославянски: и аще любите любящия вы, кая вам благодать есть, ибо и грешницы любящие их любят, а по-русски: и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?

Какая интересная разница: в славянском языке – «какая вам благодать», а в русском – «какая вам благодарность»? Действительно, эти слова на церковнославянском языке лучше  раскрывают цель наших добродетелей: все наши добрые поступки, да и вообще все наши поступки, должны приносить нам духовные дарования, духовную пользу.

В некоторых западных христианских течениях есть такая практика, когда назначается специальный День добродетелей. Конечно, в сравнении с евангельским учением, со словами Христа это выглядит нелепо, потому, что христиане не могут делать добрые дела в специально назначенный день, они должны жить так всегда, так, чтобы добродетель наполняла их внутренний мир.

Епископ Варнава (Беляев) говорит, что, по мнению святых отцов, человеческая жизнь от начала до конца должна быть пронизана мыслью о том, что все наши поступки делаются ради Христа. Не только поступки, которые совершаются ради других, но даже поступки нашей обыденной жизни тоже должны совершаться ради Христа. Вся наша жизнь должна как бы проходить перед лицом Божиим.

В Ветхом Завете есть примеры таких праведников. Иов многострадальный, как написано о нем в Священном Писании, «ежедневно ходил перед очами Божьими». Когда человек открыто смотрит в Божественный мир и помнит, что Господь смотрит на него,  его поступки и мысли имеют совершенно особое качество. Все, что в жизни у человека происходит, не прячется в потаенных уголках совести, не скрывается в темных закоулках души, а человек как бы говорит – Господи, я вот весь пред Тобой, и мои поступки, дела по отношению к другим, и мои действия по-отношению к самому себе — все они пред Тобою. В таком свете, в такой откровенности не утаится никакой порок, человек духовно обнажен для благодати Божией. И когда его совесть сама говорит – этот поступок был правильным, а здесь я согрешил, тогда у человека появляется благоговение и страх Божий.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что настоящего монаха совесть не должна осуждать, т.е человек, взошедший на путь монашеской жизни, должен быть уже настолько совершен, что его совесть умолкает и в душе воцаряется мир.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Как высок призыв, с которым Господь обращается к нам в Евангелии! Господь говорит – будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Милующее сердце – вот что значит милосердие, это тоже одна из граней добродетели.

Однажды мне довелось общаться с человеком, который был поглощен политикой и все время везде требовал справедливости. Требовал, чтобы те или иные люди были наказаны. Его сердце было исполнено большой горечи, потому что в этой жизни он не видел справедливости. Он шел в политику, чтобы восстановить и добиться ее. Он роптал на Бога за то, что Он не наказывает грешников. Когда мы с ним разговаривали, я спросил у него: «Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, Господь справедлив или милосерд?» Подумав некоторое время, он ответил: «Вы правы, конечно, Господь милосерден»

Если бы Господь применил к нам законы справедливости, то, как сказано в одной из молитв в Таинстве соборования, «не устоит человеческая правда перед Богом, человеческая правда словно лес порубленный» Нет ни одного человека, который бы сказал – Господи, ты не можешь во мне найти изъяна. Господь милосерд, и его милосердие, прежде всего, заключается в том, что он покрывает нашу немощь, и пороки он милует не взирая на наши поступки. Господь сострадает нам даже в наших грехах. Но Он учит нас, что и мы должны сострадать другим людям в их поступках, делах, заботах, что мы должны научиться совершать добрые дела милостивым сердцем, а это сердце, которое должно сопереживать, которое неспокойно от того, что кому-то плохо.

Господь поставил пред нами такую высокую цель, к которой мы должны стремиться. Он не говорит, что мы обязательно должны ее достичь, он сказал –  стремитесь, каждый из вас должен стараться уподобляться своему Отцу Небесному.

Один святой отец писал о том, что когда человеческая душа будет покидать этот мир, она будет стоять у врат в Царство Небесное и ангел, который будет охранять вход в рай, будет смотреть на душу человеческую и пытаться увидеть в ней черты Христа. Проверять, насколько человек в своей жизни преобразился, уподобился Христу и сблизился с Ним. И если душа хоть в какой-то степени стала близка Христу, то она сможет войти в Обители Небесные.

Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что мы должны стремиться к преображению, чтобы в глубине нашей души был запечатлен образ Христа, и чтобы мы, по-возможности, смогли уподобиться любви Христовой.