Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца

Из проповеди протоиерея Алексея Лысикова. Неделя 12-я по Пятидесятнице, 23.08.15

«Что для лампады ветер, то для благодати Божией осуждение»

Фото00021

Из воскресной проповеди протоиерея Алексея Лысикова в Георгиевском храме 23.08.15 в неделю 12-ю по Пятидесятнице (Успенский пост) .

Каждый пост — это еще одна попытка приблизиться к Богу, еще один этап нашей духовной жизни, когда мы должны внимательно рассмотреть свою душу и понять, что мешает ей быть причастной благодати Божией.

Многие священники говорят о том, что каждый второй христианин на исповеди признается, что не имеет мира в душе. Отсутствие мира говорит о том, что душа не может соединиться с Богом, не может молиться по причине греха, гнездящегося в ней.

Святые отцы называют осуждение самым опасным грехом. Хоть этот грех не входит в список смертных грехов, но он разъедает и убивает душу, не позволяет иметь чистую молитву и простое незлобивое сердце.

В книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого» есть много полезных для нас рассуждений об этом грехе: «Некий преподобный просил и молил Бога сжалиться над иноками, которые осуждали друг друга. Раз, два, три и четыре раза возсылал он моление об этом к Богу. И Бог, видя такое усердие, открыл ему, что значат молитвы осуждающих для Бога»

К сожалению, грех этот впаян в нашу повседневную жизнь настолько плотно, что нигде невозможно от него скрыться. Средства массовой информации насыщены обсуждениями и осуждениями всех и вся, пересудами и сплетнями. Во многих людских общностях осуждение является основной движущей силой общения и самой жизни. Стоит отметить, что даже культура, в которой мы росли и воспитывались, чаще, увы, благоприятствует развитию страсти осуждения, чем препятствует ей. И мы, христиане, тоже постоянно выносим суд нашим ближним и дальним.

И вот какой ответ получил преподобный: «Явился тому авве ангел, неся на блюде все зло, которое было сотворено осуждающими. Преподобный же, когда ангел приблизился, отвернул от него лицо свое. Ангел сказал: «Отчего, авва, отворачиваешь ты лицо твое?» Говорит преподобный: «Не в силах выносить я этого смрада и зловония». «Ты и на малое мгновение не в силах вынести такого зловония, как же просишь, чтобы Бог ежедневно выносил его пред Лицом Своим? Не отвращал бы Лица Своего от мерзких молитв осуждающих и от душ их? Уже одно долготерпение Бога, с которым Он терпит этих иноков, есть великое милосердие Божие», — отвечал ему ангел.

«Что для лампады ветер, то для благодати Божией осуждение», — говорит преподобный. Если мы хотим стяжать мир в свою душу, мы не должны, прежде всего, давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно…
Известен такой пример из патерика, который может стать нам небольшим вразумлением на этот пост: монах, который считался самым нерадивым в монастыре, умирал в такой тишине сердечной, в таком мире с Богом, в такой радости, что братия пришла в недоумение: как же так, ведь ты совсем не подвижнически жил, почему ты так умираешь? Он ответил: да, я не очень хорошо жил, но я никогда не осуждал никого»