Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой.
Крещение – это возможность реализовать себя.
Крещение – это Таинство пакибытия, как говорит Церковь, или, по-русски, нового рождения. Сам Господь, посылая учеников, говорит: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф. 28:19).
Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл.Августин).
Древняя Церковь не знала слова Крещение. Это славянское слово, и оно производится от крест. Крещение – дословно мистерия, таинство Креста Христова. Новый Завет знает другое слово – баптизо, что означает погружение, омовение. И когда перед святыми отцами стояла задача наименовать баптизо, чтобы выделить основные идеи богословия этого Таинства, в писаниях отцов Церкви Крещение было названо Просвещением. «Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих. …Мы именуем баптизо даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатию, всем, что для нас всечестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением (греч. – погружением), потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением как светлость; одеждою как прикровение стыда; банею как омовение; печатию как сохранение и знамение господства. О сем даре сорадуются небеса; его славословят Ангелы, по сродству светлости; он есть образ Небесного блаженства; его желаем и мы воспеть, но не можем…» (св. Григорий Богослов).
Крещение подобно новому и сверхъестественному рождению. Рождению через смерть. Погружаясь в крещальные воды, человек символически умирает для прежней, греховной жизни и воскресает к жизни новой, святой. Как Христос три дня пробыл во гробе и вышел из него к новой прославленной жизни, так и крещаемый после троекратного погружения в купель выходит оттуда иным. Все ветхое отвергнуто, начинается новая жизнь.
Для древних христиан была очевидной мысль, что Крещение это таинство абсолютного обновления. Узнав о том, что некоторые братья и сестры, некогда принявшие Христа, грешат, искажают Предание, ап. Павел недоумевающее пишет: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6: 4-6). Вот это «невозможно» является ярким свидетельством того, что в древности принятие Крещения мыслилось совершенным обновлением, преображением.
К Крещению готовились долгие годы, человек, приступающий к таинству изучал основы веры, Священное Писание… Затем над желающими принять Крещение совершался обряд заклинания. Из него изгоняли злых духов. И после всего этого совершалось Таинство. Сегодня, когда на вопрос: что нужно для того, чтобы креститься?.. в храме часто отвечают: «сто рублей и полотенце», нужно признать, что для многих это Таинство потеряло свой возвышенный мистический смысл. Крещение для многих превратилось в обременительный обряд, после которого зато разрешается носить нательный крестик.
Мало кто понимает, что Крещение – это возможность реализовать себя, стать таким, какими нас хочет видеть Бог, приобщиться вечности. Крещение – дверь в Царство Небесное, почему же мы, некогда войдя в эту дверь, топчемся у входа?..
Это как обладать неким богатством, сокровищем, но спрятать его, схоронить и всю жизнь влачить полуголодное существование. И так в нищете и умереть. Если мы слышим о таком человеке, мы его осуждаем или посмеиваемся над ним. Но не такие ли и мы, дорогой читатель? Имеем небесные богатства, сокровища благодатной жизни, но избегаем Церкви, промениваем пир в Доме Отчем на сухой паек преходящих и мелких земных удовольствий.
Сегодня Таинство Крещения совершается во всех храмах, в определенное время. От крещаемых требуется иметь веру и желание жить благочестивой жизнью. Взрослый, желающий принять Св. Крещение, должен помнить, что в момент крещения он произнесет страшные и ответственные слова отречения от всего злого и бесовского. «Дунь и плюнь на сатану» – с такими словами к крещаемому обращается священник. И акт дуновения и плюновения – это не просто дань уважения седой старине. И сегодня эти слова и действия – вызов сатане, жест презрения и насмешки. Когда после крещения человек отходит от купели с усмешкой на губах, он не понимает, что только что объявил войну сатане. Новокрещеный, увлеченный жизнью и развлечениями, может об этом скоро забыть. Но этого никогда не забудет диавол.
Приходящим к крещальной купели я говорю: вы понимаете, что всегда, именно всегда, будете противостоять сатане. Сатана будет всегда вредить вам и враждовать против вас. Вы готовы к этому?.. И далее я привожу пример. После крещения жизнь у человека становиться сложнее, труднее. Все, что раньше получалось, – рушится, могут обостриться болезни… Все это потому, что вашим врагом станет диавол, и лишь жизнь церковная может нас уберечь от демонического злого воздействия. Креститься и не жить жизнью Церкви – это все равно что объявить войну могущественному врагу и потом, бросив оружие, бежать от него. Вы готовы, крестившись, ежедневно противостоять разъяренному диаволу, готовы во всем доверять Богу, ежедневно молиться, ходить в храм, как того требует Церковь, упражняться в доброделании? И многие из приходящих к крещению честно отвечают: «не готовы» и уходят от купели.
Итак, первым и непременным условием принятия крещения должно быть желание вести бескомпромиссную борьбу не на жизнь, а на смерть с врагом рода человеческого – диаволом.
Второе. Приходя к крещению, нужно иметь хотя бы основы религиозных знаний. Что такое православие, зачем нужна Церковь, что значит быть христианином.
Приходя к крещальной купели, нужно взять себе в помощники, проводники по путям духовной жизни людей опытных, молитвенных, церковных. Они называются крестными или восприемниками.
Мнение, что крестные отцы нужны лишь младенцам – предрассудок. Все мы, по большому счету, младенцы в вере и духовной жизни. А значит, всем нам нужны восприемники.
Наконец, если вы духовно готовы называть себя учениками Христовыми, готовы взять свой крест и следовать за Спасителем, обратитесь в храм, где вам назначат день крещения, день духовного рождения.
священник Константин Пархоменко