«Чтобы научиться прощать, человеку необходимо поставить себя перед Вечностью, перед бездной любви и милосердия Божиего».
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь словами Евангелия возвещает нам о самых главных и самых необходимых условиях для того, чтобы начать подвиг прилежного поста. Эти слова звучат так: «Если не оставите прегрешения ближним вашим, то и Отец ваш небесный не оставит вам прегрешения». Не случайно этот воскресный день называется Прощеным воскресеньем. В этот день по традиции древних христиан каждый обращается к своим ближним и испрашивает у них прощения.
Бывает так, что ближний наносит нам оскорбления, и тогда он перестает быть для нас ближним. Когда мы пытаемся наладить с ним отношения, а он стоит на своем, то мы перестаем воспринимать его как ближнего, он становится для нас почти врагом, который ранит нас все сильнее и сильнее. И вот тогда в нашей душе появляется чувство, способное заглушить любовь и милосердие — эти главные силы человеческой души. И Господь накануне Великого поста обращается к нам словами Евангелия о том, что мы должны научиться прощать.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Божественная благодать не может войти в душу, исполненную ненависти и злобы». Если каждый из нас не сможет заглянуть в свое сердце и вырвать из него чувство неприязни к недругам, то и труды поста будут для нас тщетны. Молитва и воздержание тоже будут тщеты, потому что наше сердце будет не способно принять благодать Божию. Чтобы научиться прощать, человеку необходимо поставить себя перед Вечностью, перед бездной любви и милосердия Божиего. И тогда он уже не сможет требовать ответа и наказания тому, кто нанес ему обиду. Человек увидит, насколько мелочны, насколько ничтожны все наши разногласия, и насколько велика милость и любовь Божия.
Ветхозаветные заповеди лишь ограничивали человека от греха, они говорили: «Не убей, не прелюбодействуй, не кради …» Это приставка «не» олицетворяет собой некий барьер, предназначенный сдерживать те грехи, что пребывали в человеке. Греховность ограничивалась законом, который грозил: «Если кто согрешит смертно, да сам смертию умрет», «Око за око и зуб за зуб». Этот закон, как говорит Господь, был дан человеку по его жестокосердию. Но от ветхозаветных людей было до времени сокрыто самое главное – безграничная любовь, которую Господь проявляет ко всему человечеству.
В Новом Завете перед людьми открывается новая истина о том, что Бог — это самая настоящая Любовь. Он так возлюбил человека, что Сам пришел в этот мир и отдал Себя на поругание, на распятие, дабы, увидев эту любовь, человек сам научился любить ближнего. Новый Завет говорит нам, что войти в удел спасения Божия, стать его причастником возможно, лишь когда мы сами будем уподобляться своему Отцу Небесному, его милосердию, его любви. Поэтому каждый из нас нуждается в том, чтобы научиться прощать, ведь это и есть настоящая милость.
Святитель Тихон Задонский говорит: «Нет ничего безопаснее, как простить, и нет ничего опаснее, чем не простить». В пастырской практике священникам очень часто приходится посещать больницы. В одно из таких посещений мне довелось узнать действительно страшную историю. Две женщины оказались во вражде. Одна из них лежала в городской больнице, и, по какому-то провидению, к ней в палату кладут ту самую женщину, с которой она враждовала. Обе попали в больницу с сердечными заболеваниями. И первая настолько была не готова увидеть человека, в котором она видела причину своих скорбей, что она стала громко кричать, изрыгать проклятия. Это потрясло и вывело ее из себя настолько, что ее сердце не выдержало, и она умерла от обширного инфаркта. Она ушла в мир иной со словами проклятия на устах, не примирившись со своим обидчиком. Как опасно человеку не простить, не проявить милость! Как опасно погрузиться в ненависть и с упоением вспоминать обиды! Это самая настоящая духовная болезнь, которая не просто съедает и уничтожает человека в земном существовании, но может привести его к вечной гибели.
Перед Великим постом, во время которого мы призваны с особым усилием искать благодати Божией, стремиться к воскресшему Христу, к полноте Жизни, Церковь подобно матери вразумляет нас: «Учитесь прощать, и вы будете прощены».