Каждый священник скажет, что самые большие скорби, с которыми приходят люди – это внутрисемейные проблемы. Мужья пьют, жены скандалят, дети оскорбляют родителей… Что же происходит с семьей?
Создавая семью, молодые смотрят друг на друга влюбленными глазами, но порой проходит несколько лет, и они становятся злейшими врагами. Как пример — недавняя новость: одну женщину арестовали якобы за торговлю наркотиками. Ее бывший муж прислал ей посылку, о содержании которой она не знала, а в ней находились запрещенные вещества. Женщину арестовали, когда она пыталась получить посылку на почте. Так муж отомстил своей бывшей супруге.
Как может произойти, что два человека, решившиеся создать семью вдруг доходят до ненависти?
Ответ прост – мы неправильно понимаем семью. Вся проблема в том, что люди, вступая в брак, не отдают себе отчет в истинных целях, которые лежат в основе образования семьи.
Есть английская пословица: «Рука, качающая колыбель, правит миром». Ребенок воспитывается семьей, складывается его характер, и это важно не только для его будущего, но и для будущего всего государства. Психологи в один голос говорят о том, что все проблемы человека идут из детства, атмосфера в семье формирует ребенка.
Возникает вопрос, где найти ориентир, знания о семье?
Если мы говорим о христианской семье, где мы можем увидеть эти примеры в Библии?
Авраам и Сарра, Иоаким и Анна – много благочестивых примеров предлагает нам Священная История. Но самая первая семья — Адам и Ева. В первых главах Библии содержится история творения мира и человека. Миллионы лет творения изложены в кратких фразах. Но даже оттуда мы можем узнать что-то о семье, хотя это не относится к нашему сегодняшнему состоянию, а к ветхозаветной истории.
Вот мы читаем о том, что из праха земного создал Бог человека и нарек ему имя Адам. Затем Бог привел к нему животных, и Адам нарекал им имена, тем самым устанавливая свою власть над ними.
До этого все творение происходило из небытия, из ничего, но Адама Господь творит из праха земного.
Вот как митрополит Антоний Сурожский говорит об этом: «Слово Адам значит «глина», «земля», «почва». Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке – или к самой лучезарной звезде».
В него как бы вошло все мироздание.
Потом Бог вдыхает в него дыхание жизни, но если взять еврейский перевод, то там будет дыхание двух жизней, т.е. он духовно-телесное существо. Адам стал краеугольным камнем, который соединяет мир духовный и материальный.
Но в следующем стихе мы видим, что Адам почувствовал одиночество и Господь решил создать ему помощника. Получается, что среди всех животных не нашлось для него ни одного близкого существа! Обратите внимание, Адам имел общение с Богом, но оно не давало ему полноты бытия, и он ощутил одиночество.
Есть на эту тему анекдот. Господь обратился к Адаму: «Не бойся, ты не почувствуешь боли, я тебя усыплю. Я для тебя весь мир создал, что тебе ребра жалко?» Адам отвечает: «И ребра не жалко, и боли не боюсь, только предчувствие какое-то нехорошее».
И вот, Господь творит из ребра женщину. Бог творит женщину не из нового праха, не из чего-то инородного, а уже из природы человека, создает не нового, а другого человека. В дословном переводе – стоящего напротив, некое альтер-эго человека, другое Я для Адама.
Мужчина и женщина по-еврейски звучат как ИШ и ИШа, например, как ЛИС и ЛИСа, то есть женщина — это продолжение мужчины. Слово «помощник» тоже не совсем корректный перевод, здесь нет оттенка подчиненности, это скорее соработник.
Эдемский сад был создан отдельно от всего мироздания, особое место, где Бог поселяет человека. И даже в этом месте человек чувствует свое одиночество! Даже Бог, может быть, заметив это одиночество, изменил свой план, увидев, что это создание не до конца совершенно. И сказал: «Нехорошо быть человеку одному!», и чтобы это существо было счастливо, Он продолжил акт творения: «Сотворим ему помощника по нему».
И когда Адам увидел женщину, он понял, что это что-то другое, но в то же время сродное ему во всем, он сказал: «Это плоть от плоти моей, и кость от кости моей!» Я думаю, это было первое признание в любви.
Когда люди ищут себе супруга, они тоже ищут себе что-то, что отвечает их внутреннему чувству. Мы знаем, что браки могут быть на противоречиях: она спокойная, он энергичный, или люди ищут похожие качества. Но всегда такого человека, который бы его дополнял и восполнял.
Так и Адам, когда увидел Еву, он понял, что это существо его восполняет и он уже не одинок в раю.
Есть одна интересная вещь, которая ускользает часто от тех, кто читает Библию. Ева до грехопадения не называлась по имени, только после грехопадения Адам называет ее Ева, он дал ей имя Ева — жизнь. До этого она была просто женщина. У Адама было имя, а у Евы не было.
Почему так? Потому что Адам находился в особых отношениях с Богом, откровение от Бога исходило к Адаму, и от него уже к Еве. И когда после грехопадения Бог вошел в рай, он не обратился к Еве, он сказал: «Адам, где ты?»
Как происходит грехопадение? Ева вступает в диалог с диаволом, она видит, что плоды красивые, вкушает их и дает Адаму. Ева не просто залюбовалась плодами, но захотела ими обладать. У преподобного Нила Мироточивого написано, что мать всех грехов – это жажда обладания. Человеку хочется обладать: знаниями, качествами Бога, пищей и пр.
У Адама и Евы отношения не были подвержены искушению, их чувства были как у детей, наивны, они не обладали опытом и знаниями, в раю их чувства не были повреждены. Поэтому, вкусив от плода, они устыдились и спрятались.
И вот, Господь их позвал, и Адам говорит: «Жена, которую ты мне дал, дала мне яблоко, и я ел», а Ева тоже снимает с себя вину: «Это змей меня соблазнил». И, видя отсутствие покаяния, Господь изгоняет их из рая, чтобы они не вкушали с древа жизни, чтобы они не увековечили в себе грех, чтобы его можно было исцелить. И вот, мы видим как они изменились. Ева стала рожать детей в страданиях, стала матерью всех людей, и получила имя.
И потом человечество стало развиваться в своей колее. Для одних это была богоизбранность, как у Авраама и его потомков, другие жили, натыкаясь на свои проблемы. И в каждой цивилизации появлялось свое понятие семьи. Какие цели были у семьи? Первое – продолжение рода. Второе — требование, чтобы люди оставались в своем народе, внутри своей традиции. Третье — назначение женщины было в деторождении.
Атеизм довольно новое явление в истории человечества. Можно сказать, что лет 300-400 назад во всех народах любая семья была религиозной.
Чем отличалась религиозность ветхозаветной иудейской семьи от семьи, например, в Месопотамии или Индии? Иудейскую семью отличало следующее.
Во-первых, в иудейской семье главным смыслом было продолжение рода, потому что каждый род считал, что в нем может появиться Мессия.
Во-вторых, иудейская вера передавалась не прозелитизмом, а по крови, по рождению. Иноплеменник не мог считать себя наследником Авраама.
И это главные принципы религиозной семьи. Конечно, были и другие правила и нормы для поведения мужчин и женщин в каждом народе и в каждой религии…
Но вот наступает эра христианства. Мессия пришел, свершилась великая Жертва. Что же изменилось в семье? Отношение к женщине даже в иудейской семье было высокое, деторождение тоже сохранилось как цель семьи, но оно отошло на второй план. Главный разговор в христианстве стал о Царствии Небесном. Апостол Павел назвал семью малой Церковью, то есть семья приобрела значение богочеловеческого института. И смысл смещается с рождения детей на то, чтобы вместе спасаться.
Эта главная мысль, которая иногда не улавливается даже в православных семьях, что цель семьи -это совместная жизнь и спасение во Христе. В этом процессе участвуют трое – Бог, он и она. Создание института брака было сложным процессом. Христианство никогда не создавало что-то новое, оно адаптировало под законы Евангелия те формы семьи, которые уже были.
Уже в первые века, не только на территории Римской империи, но и дальше, там где, распространялось христианство, создание семьи происходило так: благословение родителей, обещание перед общиной и священнослужителем. Лишь потом, когда закрепилось римское право, чтобы создать и закрепить необходимые права граждан, Церковь начала создавать институт венчания. И в первые века это таинство соединялось, прежде всего, с таинством причастия, с литургией.
Как сместились акценты у семьи с того времени? Можно сказать, что женщины стали работать, добились равных прав, а мужчины порой, лежат на диване и легко отдают свое главенство в семье женщине. Есть такое шуточное высказывание, что мужчина – это существо, которое стремится к состоянию покоя. У женщины сохраняется ответственность за детей, семью, а мужчина перестал быть добытчиком, он разучился брать на себя ответственность и ему гораздо легче остаться на диване.
Можно сказать, что сейчас семья лучше воспитывает детей, уделяет этому больше внимания. Но христиане всегда умели воспитывать своих детей, вспомним Веру, Надежду и Любовь. Другое дело, что состояние христианина, конечно, тогда было выше, чем сейчас.
Но давайте скажем честно, сейчас христианство – привилегированная религия. Благочинный может обратиться в администрацию и сказать: «У нас праздник старца Павла, давайте перекроем улицу, чтобы крестный ход мог свободно пройти по городу», а первые христиане все время жили под страхом того, что если узнают, что они христиане, их могут тут же повести на казнь. Люди были самоотверженнее, и, будучи христианами, прекрасно понимали, что подписывают себе смертный приговор. Они уже умирали для греха, для мира, они готовились ко встрече со Христом, какой бы она не была – мученической или обычной человеческой смертью, потому что совсем не всегда христиане умирали мученической кончиной. Даже у святых отцов были такие рекомендации, что если ты понимаешь, что не выдержишь пыток, убегай, скрывай, что ты христианин, чтобы под пытками не отречься от Христа. Даже ставился вопрос, что делать с такими людьми, которые отреклись? Их назад не принимали, даже ставился вопрос, чтобы их крестить второй раз и на одном из Соборов было определение, что второй раз крещение невозможно. И только через глубокое покаяние их принимали в лоно Церкви. А если человек сам объявлял себя христианином, приходил на место пыток, но не выдерживал их, то такого не принимали назад. За словами тогда следили, как сказал Христос: «Да-да, нет-нет, а остальное от лукавого»
Но как же изменилась семья?
Какие святые отцы говорят нам о супружестве? Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и пр. Но в чем тут сложность? То, что все эти авторы — монахи. И другой вопрос. Святой, он свят в течение всей жизни? 20-ти летний Иоанн Златоуст был в таком же состояниии, что и в 30 лет, когда ушел в пустыню? Ранний Иоанн Златоуст пишет о семье совсем не так, как поздний…
И в этом кроется трудность, что все эти 2 тысячелетия о семье рассуждали подвижники-монахи. Они имели только детский опыт жизни в семье, а потом становились монахами, отшельниками, и они рассуждают о семье отстраненно, обобщенно. Они не ставили задачу подробно вникать в смысл семьи. Но когда ко мне приходит женщина и жалуется, что муж пьет, дочку избивает, а я ей скажу: «Нил Сорский говорил, что семья это малая Церковь, иди с Богом!», да, я отвечу по святым отцам, но поможет это ей? Не думаю.
Святые отцы писали свои произведения в контексте вечной жизни, а не в контексте конкретного состояния семьи.
Все, что говорила Церковь о семье, касалось канона, правил: кто может вступать в брак, о второбрачных, когда возможен развод и пр. Но никогда это не касалось внутренней жизни людей в семье.
Из святых, которые глубоко смотрят на проблемы семьи, мы можем назвать, пожалуй, только преподобного Паисия Святогорца. Он дает совет иметь одного духовника супругам. До начала 20 века мы не слышали таких советов у святых, только сейчас происходит осмысление семейной жизни.
Вопрос семьи — это динамический вопрос. Он зависит от территории проживания семьи, традиций народа, событий, и прежде всего он связан с христианской антропологией, которая тоже до конца не решена в православном мировоззрении. В семье решается вопрос спасения, вопрос духовного возрастания.
И я бы хотел обратиться к тем подвижникам, которые сегодня говорят о семье – это прп. Паисий Святогорец, митр. Антоний Сурожский. Если бы меня спросили, как я мог бы охарактеризовать христианскую семью одной фразой, я бы ответил так: «Семья – это диалог сердец, в котором присутствует Бог». Потом к этому присоединяются и дети. Если нет этого взаимного общения, нет и семьи. Если у человека нет диалога с Богом, у него не будет и диалога с женой. Если между супругами нет диалога, то и с детьми его не получится. Воспитание не может происходить без взаимности, если она пропадает, то теряется все.
Я возвращаюсь к Адаму и Еве, что заставляло человека искать вторую половину? Одиночество. А когда оно нарушается? Когда есть диалог.
Когда человек пытается создать семью, он движим чувством быть нужным другому человеку. И здесь люди попадают в искушение. Я не случайно сказал, что Адам и Ева совсем другие. Во-первых, им посчастливилось, у них не было альтернативы, им не приходилось завоевывать друг друга. Они были из одного состава, одного естества, то есть, если уж просто сказать, физиологически они были одним целым. Потом уже в отношения вступают какие-то другие составляющие: психология, совместимость.
Возникает вопрос, почему у нас по статистике каждый второй ребенок рождается вне семьи? Почему семьи разрушаются? Вот пример, семья в воскресное утро ведет разговор, дочь говорит своей маме и отчиму, Василию Ивановичу, что она сегодня идет к своему папе, у них сегодня встреча. А ее отчим, Василий Иванович, говорит, что ему нужно сегодня идти к своему сыну, который живет в другой семье. И это еще счастье, что они общаются со своими детьми.
А что происходит, почему люди теряют эти связи? Когда два человека влюбляются, то они видят друг друга идеальными. Но, проходит совсем немного времени, и начинаются взаимные претензии, они начинают видеть недостатки друг друга.
Первое, что нужно помнить. Любовь и влюбленность это разные вещи, я думаю, люди старше 25 лет это понимают. Любовь — это плод воспитанного сердца, мы взращиваем свое сердце в добродетели всю жизнь. Но добродетели не появляются вдруг. И любовь к другому человеку тоже прививается годами, это долгий процесс. Счастье и великий дар, если спустя годы у людей сохраняется это чувство. Но если от влюбленности ничего не остается, значит, свела людей только страсть. Однако, эту страсть можно использовать и учиться любить, воспитывая свое сердце. Здесь кроется не только искушение, но и Божий Промысел, чтобы люди учились любви.
Второе. Если бы отношения людей строились на правильных духовных основах, то испытав кораблекрушение, они бы могли залатать дыры на своем корабле и плыть дальше. Ведь они должны были соединяться не для сиюминутных увлечений, а для вечности, чтобы вместе спастись.
Поэтому когда люди готовятся к венчанию, они должны еще раз остановиться и спросить себя, а вдруг я не смогу любить этого человека вечно? И надо понимать неотвратимость своего решения, что ты сжигаешь за собой мосты.
К браку сейчас люди относятся очень легкомысленно, государство даже решило ввести штраф за развод, чтобы хоть как то остановить людей перед принятием такого решения. Конечно, этому есть причины. Общество меняется, мы стали общаться в гаджетах, общение стало слишком доступно. Раньше шел человек на свидание и не знал, увидятся они или нет. Нельзя было отправить смс с текстом: «Я тебя больше не люблю, прощай!». Отношения были более глубокие, более трепетные и настоящие.
А современный человек подошел к такому рубежу, когда он стал имитировать отношение к другому человеку. Кто-то лайкнул фотографию, значит, он к тебе хорошо относится. И это фальшивое лекало стало применяться на наши поступки, действия. Мы стали гораздо легкомысленней относиться к словам, сейчас понятия честного слова почти не сохранилось. Мы не умеем слышать друг друга. И, возвращаясь к Нилу Мироточивому, мы можем сказать, что главная ошибка семей в жажде обладания: теперь ты мой, а ты моя. И в браке люди перестают улучшать себя для другого, становятся таким, как есть. Митрополит Антоний говорит, что искусство быть в семье, это всегда относиться друг к другу как жених и невеста.
Но мы хотим повелевать, обладать.
И в конце я хочу рассказать анекдот, который богословски не верен, но он мудро намекает, как нужно сохранять отношения в семье.
Ходит Ева по раю, все прекрасно, деревья и цветы благоухают, птицы поют, но она грустит. И Господь спрашивает: «Что с тобой?» А Ева ему отвечает: «Все у Тебя прекрасно, Господи, только я чувствую какую-то тоску!» — «У меня есть лекарство от твоей тоски» — «Да, Господи, я согласна, скорее покажи мне его!» — «Хорошо, но только он всегда должен думать, что сотворен первым!»
протоиерей Алексей Лысиков