«Молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека. Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях. Мы делаем и будем делать все для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества. Чтобы такие понятие, как доброта и сила духа стали бы притягательными для молодежи»
Из приветственного слова Святейшего Патриарха Кирилла на III Сретенских встречах православной молодежи
Сегодня мы предлагаем читателям «Юга православного» познакомиться с опытом молодежной работы в Свято-Георгиевском храме Таганрогского благочиния. Этот приход, основанный еще в годы войны, имеет свою историю и традиции. С назначением нового настоятеля протоиерея Алексея Лысикова в 2008г. приход заметно помолодел и развил новые формы деятельности.
В воскресной школе прихода кипит интересная жизнь. Летний лагерь, паломнические поездки, поисковые игры и спортивные турниры, приходской журнал, молодежный клуб – все эти проекты, в которых священники, педагоги, дети и молодежь прихода объединяют свои усилия и творческий потенциал, привлекают внимание и интерес.
На вопросы нашего корреспондента отвечает протоиерей Алексей Лысиков, благочинный приходов Таганрогского округа, настоятель Свято-Георгиевского храма
Что Вы подразумеваете под словами «молодежная работа в Церкви»? Как Вы, как благочинный, как священник, как настоятель своего прихода видите работу с молодежью на приходе?
Этот вопрос очень и очень сложный, потому, что молодежная политика – это взгляд из опыта социализма, который был у нас в недавнем прошлом, и до этого мы особо не знаем в истории Церкви миссионерской работы с молодежью. Если мы где-то и читаем у святых подвижников о работе с юношами, то это, прежде всего, были уже люди цельные, ориентированные на духовную жизнь, которые приходили в духовную школу (или монастырь) для того, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.
В наше время молодежная политика – это, как мне кажется, медаль о двух сторонах. В первую очередь, это особый миссионерский ход, который сегодня церковь использует, чтобы помочь современным молодым людям открыть смысл жизни и через это прийти в Церковь.
С другой стороны, для тех ребят, которые уже определились и пытаются жить в Церкви, это попытка создать такую православную среду, где они могли бы укреплять свою веру, учится быть христианами в современном сложном и динамичном мире.
И, когда на пересечении жизненных путей юношества соединяются два этих направления, то получается очень неплохой вариант, потому что уже глубоко воцерковленные ребята, которые мыслят себя в рамках церковной культуры, и те ребята, которые приходят в православную среду извне, начинают общаться, дружить, и получается неплохое такое общество, среда православной молодежи.
Как создать на практике такую среду, с чего начать?
Как мне кажется, обязательно в этой православной молодежной общине должно быть ядро, и это не только священник, это уже должны быть какие-то ребята, которые были воспитаны в православной среде.
В этом отношении мы могли бы вспомнить, что в Таганроге давно ведется работа с детьми, и сегодняшняя православная молодежь – это вчерашние наши ученики воскресной приходской школы, которые много лет назад впервые пришли на уроки Закона Божия. Можно вспомнить, что в г. Таганроге была Кирилло-Мефодиевская школа, она просуществовала недолго, и это, может быть, был какой-то «высший пилотаж» работы педагогов, единомышленников. Они попытались создать школу духовного развития по особой форме, не похожей на светскую, и не совсем подходящую под параметры воскресной приходской школы. В этой школе были акценты на формирование именно православной среды. И так получилось, что многие ребята, которые потом разбежались по разным приходам, воспитывались в разных воскресных школах г. Таганрога, позже все равно друг друга нашли, потому что их объединила эта духовная среда.
И сегодняшняя православная молодежь нашего города, выросшая из вчерашних учеников воскресной школы, которая участвует в разных мероприятиях Таганрогского благочиния – это среда, которая уже окрепла и способна создать то самое ядро.
Что же может дать Церковь современной молодежи?
Очень много и очень мало одновременно. Мало – потому что Церковь не призвана, в силу уже своей сакральной жизни, создавать досуг детям и заниматься тем, чем должны заниматься наши педагоги. Но, тем не менее, Церковь дает те духовные, нравственные, жизненные ориентиры, которые необходимы каждому человеку. Сегодня именно в этих детях формируется будущее –жизненный выбор, устои следующих поколений. И даже те малые формы, которые предлагают педагоги приходских школ благочиния, позволяют детям влиться во взрослую жизнь через приобщение полноценному православию. Мне очень часто приходилось беседовать с ребятами, которые в определенный момент говорили: «Я делаю свой выбор в сторону православия», и когда я им задавал вопрос, почему они делают этот выбор, ответ был таков: «Мне здесь, во-первых, стало интересно, во-вторых, я здесь нашел прекрасных друзей и людей, которые меня понимают, и, самое главное, я нашел те ценности, которые всегда искал, которыми я бы хотел дорожить». Мне кажется, этот выбор очень важен для молодого человека.
Наверное, то, что ищет вновь приходящая молодежь, это больше этические, нравственные ценности, вряд ли это поиски Бога?
Мы не можем говорить о православной молодежной политике, без опоры на этические ценности. Это основа, фундамент, на котором вырастает поиск самого Бога.
Потому что встреча с Богом происходит у каждого человека постоянно, и на каждом этапе эта встреча происходит по-разному. Когда молодой человек женится, он встретит образ Бога в лице своей супруги, своей избранницы. Плод брака – это ребенок, и если этот ребенок заболеет, то тревога о чаде разрешается в молитву, которая тоже ставит человека перед Богом.
Почти все дети, которые сегодня пришли в православную среду, уже имеют какой-то опыт обретения Бога. Я даже больше могу сказать, что ребята, которые не имеют знания Бога в своей жизни, и не желают его приобрести, надолго не задерживаются в православной среде, они все равно будут себя чувствовать, как инородное тело, потому что искушения везде есть, не надо думать, что православная среда – это безоблачная среда. Все эти искушения, все эти жизненные искания могут разрешиться только через обретение веры.
Возможно, вся молодежная политика Церкви и должна заключаться в том, чтобы помочь юношам и девушкам сделать этот выбор в своей жизни.
Обретение веры должно стать для молодежи одновременно и точкой окончания его противоречивых исканий, и, в то же время, точкой отсчета новой жизни, жизни во Христе.
Юрий Владимирович Канча, руководитель старшей группы воскресной школы Свято-Георгиевского храма.
Юрий Владимирович, вы уже 2 года ведете занятия с подростками 12 -14 лет – пожалуй, самой сложной аудиторией для вероучительных дисциплин. Ведь это именно тот возраст, когда молодой человек, уже не ребенок, но еще и не взрослый, начинает пересматривать свое видение мира… Как родилось решение работать в такой аудитории?
Я специально не стремился вести занятия с молодежью, и когда получил от отца Алексея такое благословение, вовсе этому не обрадовался, а скорее испугался, т.к. не знал, что буду с ними делать. Но раз благословение получено – деваться было некуда, и я решил действовать по обстоятельствам — познакомиться с детьми и тогда уже решать, каким образом с ними заниматься.
Дети, которые пришли ко мне, были многолетними «жертвами» воскресных школ. Когда я начал с ними заниматься, я с прискорбием обнаружил, что наша вера им неинтересна, она не имеет привкуса новизны и является для многих каким-то балластом, навязанным им родителями. Я не считаю, что это однозначно плохо, наоборот, эти ребята заметно отличаются от совсем неверующих детей, просто вера пока не является их личным достоянием.
Поэтому, когда я пытался затрагивать с ними вероучительные вопросы, на лицах у них появлялось выражение скуки, и они просто отключались и переставали меня слышать. Тогда я достаточно быстро сориентировался и понял, что занятия должны проходить так, чтобы им было интересно.
И как Вам это удалось?
Подросткам вообще мало что интересно, может быть это свойство современной молодежи, я не знаю… Более всего их сейчас заботит то, что они становятся самостоятельными людьми, у них расширяется поле деятельности, увеличивается ответственность, появляется необходимость налаживать контакты со сверстниками, они готовятся ко вступлению во взрослую жизнь, к тому же у них начинается половое созревание. Все это тяжким грузом ложится на психику… Но без преодоления всех этих проблем невозможно стать полноценным человеком, социализироваться.
С этим мне и предстояло работать. Я увидел, что им очень интересно разговаривать на общечеловеческие темы – любовь и дружба, смысл жизни, смерть – все это очень их трогает и беспокоит, если не подается под специфическим «православным» соусом. И моя цель была, чтобы обсуждение этих простых мировоззренческих вопросов несло в себе скрытый христианский подтекст.. И тогда, сами того не замечая, дети усваивают христианское мировоззрение. Такие обсуждения были интересны как им, так и мне самому, поэтому у нас родилось очень хорошее взаимодействие с детьми.
Их реальные интересы, которыми они живут, далеки не только от христианства, а даже от мира культуры. Тем более, между мной и ими существует разрыв, и то, что было актуально в дни моей молодости, им уже неинтересно, а входить в их субкультуру мне тоже не хотелось. Поэтому я поставил себе задачу ввести их мир общечеловеческой культуры, но и это было сложно, т.к. круг их интересов очень узок. Я решил действовать через кинематограф, т.к. это искусство, как говорил еще Ленин, является важнейшим и, главное, всем понятным. Поэтому я предлагал им фильмы, которые являются достоянием мирового кинематографа, говорящие о жизни, о любви, на которые можно посмотреть с христианской точки зрения. Например, фильм «Бульвар Сансет», о трагедии актрисы немого кино, ставшей никому не нужной в эпоху звукового кинематографа, но продолжающей жить в иллюзорном мире. Или фильм «Человек-слон» Дэвида Линча, который мы смотрели недавно, и реакция детей на который меня очень удивила. Подросткам конечно свойственно повышенное внимание к внешности своей и окружающих. В картине же действует нравственно прекрасный человек, которого судьба поместила в тело ужасного отталкивающего урода. По мере просмотра убывал показной цинизм, реплики и смешки, обаяние личности Джона Меррика захватило их и в конце подавляющее большинство по-разному, но выразили свой восторг. Теперь вопросы звучат так: « Когда мы будем смтореть фильм наподобие «Человека-слона»…»
Настоящие глубокие фильмы всегда выводят на мировоззренческие вопросы. Даже если они там не проговорены, все равно что-то откладывается в душе, и потом дети обсуждают их между собой. Важно и то, что этот просмотр происходит не в одиночестве перед компьютером, а вместе, в этом случае осмысление увиденного происходит совсем по-другому.
Можно ли по тем подросткам, которые ходят к Вам на занятия, судить о состоянии современной молодежи вообще?
Безусловно, нет. Во-первых, этим детям повезло воспитываться в хороших семьях, они попали в хорошую среду общения. Если говорить о молодежи вообще, то эти подростки – такие же, как все остальные. Но у них хотя бы есть представление, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что не правильно.
Я не могу сказать, есть ли у них какой-либо личный контакт с Богом, но у них есть «контакт» с нормой, т.е. то, чего нет сейчас у современной молодежи. У нее нет ориентиров, нет понятия того, что есть норма – а это очень тяжелое состояние и для взрослого и для ребенка, когда ты не знаешь, нормально ли, если дядя надевает женское платье? Если ему хочется, почему нет?
А если у детей есть некий корень, пусть нетвердый, но за который они могут ухватиться, чтобы сориентироваться в мире, то им гораздо проще. И, конечно, с этой точки зрения наши дети не являются «типичными представителями» современных подростков. Наоборот, они нетипичны именно тем, что на них в семьях оказывается хоть какое-то христианское влияние.
Но ведь и у детей из православных семей есть проблемы?
Я столкнулся с некоторым уклоном в сторону лицемерия, общаясь с детьми верующих родителей. Так бывает, когда внешне христианское поведение почти не затрагивает внутренней жизни, не преображает человека. Но в процессе общения со сверстниками такие дети потихоньку выправлялись, и я не ставлю это себе в заслугу, это происходит именно благодаря общению с адекватными детьми, ведь в молодежной среде притворство «не проходит».
Проблема современного подростка из христианской семьи, в том, что он со своими христианскими убеждениями оказывается изгоем среди окружающих, которые живут совершенно по другим принципам. И ему нужна опора в тех сверстниках, с которыми он может себя соотнести – сказать: «Вот, я не один, мои друзья они такие же, как я!». Для взрослого человека это не составляет проблемы, взрослые могут комфортно себя чувствовать, противопоставляя себя обществу. Но очень немногие дети могут так жить, ребенку это сложно. А когда есть поддержка, какая-то единомысленная среда, общее дело, которым они заняты, появляются дружеские связи, тогда им легче пережить свои внутренние кризисы, преодолеть сомнения. Поэтому само собирание детей в такие группы уже благо. Вот у нас ядро группы составляют где-то 15 человек, а остальная часть детей уже может присоединяться к ним.
Как Вы думаете, получится ли вырастить из сегодняшних младших воспитанников воскресной школы такую же сплоченную и активную группу молодежи?
Пока не знаю… Если первая генерация детей нашей школы была действительно из христианских семей, там, где родители сами жили церковной жизнью, то сейчас подрастают дети, которых привели в воскресную школу в силу ее популярности. И эти родители почти не знакомы с духовной жизнью. Поэтому сейчас даже невозможно предположить, какие проблемы встанут перед воскресной школой в ближайшем будущем, и получится ли из вновь пришедших детей такая же подростковая группа. Посмотрим!
Татьяна Михайловна Федотова, преподаватель воскресной школы Свято-Георгиевского храма, рассказала о Рождественском бале, проведенном в стенах литературного музея-гимназии им. А.П. Чехова 12 января 2013г.
В нашем городе есть добрая традиция проводить Рождественские елки для детей младшего и среднего школьного возраста, при этом старшие ребята остаются в стороне. Рождественский бал это в первую очередь попытка организовать подростков, сделать для них не только праздничное развлекательное мероприятие, но и наполнить его духовным смыслом. Мы не ставили перед собой задачу полной реконструкции великосветского бала, а взяли из него лишь необходимые детали, как- то танцы – вальс, полонез, этикет, костюмы.
По сценарию мы знакомили гостей и участников с историей появления балов в России, с их особенностью, рассказали о том, что большой популярностью пользовались благотворительные балы в пользу нуждающихся. Сезон балов начинался именно после Рождественского поста, а Рождество — это время добрых дел. Эта фраза и стала основной идеей нашего вечера. В течение всего бала мы вспоминали великих людей, послуживших нашему Отечеству и оставивших глубокий след в его истории, слушали стихи и музыку в исполнении участников бала.
И попытались разобраться в главном – когда человек может быть по-настоящему счастлив. Выводы ребята сделали сами: «Счастье – это когда близкие рядом», «Счастье – это когда тебя понимают», «Счастье – это не обижаться и не обижать других», «Счастье – это любить свою семью и Родину, радоваться каждому дню и за все благодарить Бога».
Огромную благодарность хочется выразить маме одного из наших участников Федорчук Ирине Геннадьевне за постановку танцев и директору нашей воскресной школы Вере Михайловне Рябошапка, которая взяла на себя организацию и проведение игры в фанты – они замечательно влились в содержание сценария и были удивительно выдержаны в рамках этой эпохи.
Мне кажется, мечта любой девушки – побывать на балу и в красивом платье кружиться в звуках вальсах. Я благодарю нашего настоятеля протоиерея Алексея Лысикова за то, что наши мечты исполняются.
Пантелеймон Шереметьев, преподаватель воскресной школы и Егор Желудков, инженер технической поддержки, рассказали о создании молодежного клуба и первых опытах его деятельности.
В силу своего возраста (а нам чуть более 20-ти) мы являемся как бы связующим звеном между старшим поколением преподавателей нашей школы и ребятами 12-16 лет, которые есть в нашем приходе.
В процессе создания молодежного клуба каждый имел свое представление, чем ребята в нем должны заниматься. Но никто не сомневался, что клуб необходим как для самих ребят, так и для нас.
Подготавливая программу открытия клуба, которая называлась «Добрый вечер», мы, прежде всего, попытались предоставить участникам свободу в творчестве и поместить их в такую ситуацию, где они бы смогли раскрыть себя наиболее полно. Каждый проявлял себя, свой талант, как умел. Кто-то исполнял песни под гитару, кто-то играл на фортепиано, кто-то читал стихи и рассказы… В итоге получилось театрализованное действо, в котором мы попытались рассказать, как современный молодой человек может наполнить свою жизнь смыслом, добрыми делами и настоящими, а не виртуальными, друзьями.
Самый главный, по нашему мнению, результат это то, что ребята начали взаимодействовать, общаться между собой по-другому. Критерием успешности этого мероприятия для нас явилась не столько реакция зрителей, которая была положительной, сколько отзывы самих участников, то, какой опыт они вынесли из совместного творчества.
Первым после открытия клуба событием был рождественский флэш-моб, проведенный нами в святочные дни. Флэш-моб предполагает совершение группой людей неких действий, которые будут выпадать из обыденной реальности и являться неожиданными для случайных зрителей. Мы попытались вложить миссионерский смысл в эту форму, и еще раз напомнить людям о Том, Кто явился в мир в эти дни. Ребята разучили песнопения, обговорили сценарий. И вышли в торговые центры города поделиться радостью о рожденном Спасителе.
Если говорить о замысле самого клуба, нам кажется, его задача – помочь детям проявить себя как христиане в обществе клуба — прообразе того большого общества, в котором им предстоит жить. Какова будет дальнейшая деятельность клуба – мы еще будем это обсуждать и с преподавателями, и с детьми, но точно можно сказать, что это будет нечто объединяющее и созидательное – может быть, какие-то игры, благотворительные, миссионерские или экологические проекты, в общем, все то, в чем могут проявить себя ребята.